08.07.2005 ИТ-рынокВесной этого года ВЦИОМ и общественная организация «ОПОРА России», объединяющая представителей малого и среднего бизнеса, провели исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации». Во всех субъектах РФ было опрошено 4350 предпринимателей, которые в личном интервью ответили на 75 вопросов формализованной анкеты. Предпринимательский климат в том или ином регионе оценивался по нескольким основным направлениям: финансовые ресурсы, обеспеченность производственными площадями, издержки на взаимодействие с чиновниками, поддержка малых предприятий властями, состояние конкурентной среды, уровень безопасности и общая мотивация бизнеса. На основе анализа этих факторов был составлен интегральный рейтинг регионов с точки зрения условий для развития малого бизнеса. Как признает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, полученные в ходе опроса статистические данные основаны на оценках предпринимателей, то есть на их субъективном мнении. При этом за аксиому был принят следующий тезис: «Ситуация с малым бизнесом в конкретном регионе хороша настолько, насколько она хороша с точки зрения самих предпринимателей». Вместе с тем социологи отмечают, что оценка ситуации может зависеть от сложившихся в данном регионе стереотипов в отношении условий для предпринимательства. Поэтому, например, объективно тяжелые (с точки зрения внешнего наблюдателя) условия могут трактоваться местными бизнесменами как приемлемые, и наоборот. «То, что плохо для ...
читать далее.