07.10.1997 Новости С момента размежевания республик бывшего СССР у каждой их них появилась реальная возможность пойти своим путем. Одни отважились на шоковую терапию, надеясь таким способом быстрее перепрыгнуть через пропасть, разделяющую социалистическую и рыночную экономику. Другие предпочли не делать резких движений. Узбекистан выбрал для себя вариант, названный “жесткой централизацией с активными элементами демократии”. Под этим туманным определением понимается сохранение контролирующих и регулирующих функций государства в важнейших отраслях через систему министерств, которые акционировались, перешли в новое качество, но по-прежнему привычно диктуют правила игры (сверху вниз по отрасли). Узбекистан старается жить по средствам, здесь меньше внешних инвестиций (чем, скажем, в России и Казахстане) и почти нет внешних долгов. Как результат - концентрация довольно больших денег в руках государства. (Займы берутся только под очень крупные многомиллионные проекты, такие, как капитальная реконструкция хлопкоперерабатывающей индустрии или строительство нефтеперерабатывающего завода в Бухаре совместно с французами.) Концентрация капитала положительно сказывается на платежеспособности госпредприятий: они практически не задерживают оплату при закупке средств автоматизации. Если уж ведут разговоры о покупке, то фирмы-продавцы могут не сомневаться, что сделка свершится и деньги придут в срок. Опека правительства распространяется прежде всего на ведущие отрасли: энергетику, добывающую и ...
читать далее.