04.08.2023 Новости, Искусственный интеллектРекомендательные системы помогают экономить время на поиск необходимой информации, но могут погружать пользователей в «информационные пузыри». Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал, насколько российские интернет-пользователи откликаются на рекомендации цифровых сервисов и какие преимущества это им дает. Применение технологий искусственного интеллекта и больших данных позволило различным цифровым ресурсам (онлайн-платформам, сайтам, соцсетям) формировать на основе анализа пользовательских запросов персонализированные рекомендации в виде подборок развлекательного и образовательного контента (фильмов, видеороликов, книг), списков знакомых, друзей и коллег, а также сообществ и тематических каналов, на которые можно подписаться. Рекомендательные системы могут использоваться также как инструмент манипуляции потребительским выбором (пользователям могут предлагаться только отобранные товары, услуги, любой другой значимый контент). Этот и другие потенциальные риски привлекли к рекомендательным системам внимание регуляторов. В 2022 г. в Евросоюзе был принят Закон о цифровых услугах (Digital Services Act)1, предписывающий онлайн-платформам предоставлять пользователям информацию о работе рекомендательных алгоритмов в понятном виде, в том числе разъяснять критерии ранжирования предлагаемой их вниманию информации. Так, видеохостинг YouTube в разделе «Рекомендуемые видео» сообщает, что рекомендации учитывают предыдущие поисковые запросы, ранее ...
читать далее.