08.02.2023 Экспертиза, Искусственный интеллектПавел Скрипниченко, руководитель проекта ”Контур.Толк”
Недавний скандал со студенческим дипломом, написанным нейросетью, разбудил в определенной части общества опасения, связанные с возможностями искусственного интеллекта. Что-то новое нарушает привычный, отлаженный, понятный, регламентированный ход вещей. Что делать с этим — бороться, запрещать, контролировать... или интегрировать? Обсудим, стоит ли системе образования расценивать нейросети как противника. Задача образования — стимулировать научно-технический прогресс. Нейросети — технология, ставшая одним из результатов этого прогресса. Сама по себе технология не может быть оценена с морально-этической точки зрения, оценивать можно лишь форму ее применения. Если диплом написан машиной, и приемная комиссия его приняла — на это можно реагировать по-разному. Можно порадоваться, что часть задач человека могут взять на себя нейросети. Можно усложнить процедуру защиты диплома, уделяя больше внимания прениям, дискуссиям с автором. Если автор ориентируется в теме, может достойно оппонировать, выдвигает оригинальные идеи — это позволяет считать нейросеть лишь одним из инструментов в его работе. Можно задуматься о содержании дипломных работ: а не карго-культ ли это? Важно понимать, что нейросеть может выдать какой-то понятный логичный текст, только если она уже обучалась на массиве соответствующих текстов. В гуманитарных дисциплинах с доступом к большому количеству текстов проще (хотя скорее всего опытный редактор заметит, что с текстом что-то не так), а для диплома, допустим ...
читать далее.