17.11.2008 ИТ-рынок, ИТ-бизнесОбщая структура поставок на российском софтверном рынке
Понятие “российский софтверный рынок” является не только общепринятым, но и общеизвестным. Однако если присмотреться внимательнее, то можно понять, что на самом деле наши реальные представления о рынке, его структуре и происходящих на нем изменениях весьма условны. Ведь чаще всего описание положения на рынке сводится к следующему: “Объем рынка составил в прошедшем году XX млрд. долл., что на YY% больше, чем годом ранее”. А что собственно подразумевается под этими XX и из чего они складываются? Только ответив на этот вопрос, можно, например, переходить к сравнению данных от разных аналитиков. На самом деле вопрос “что такое объем рынка” является совсем не очевидным. Это становится понятным, если нарисовать даже самую простейшую его структурную схему (см. рисунок). Обычно оценка внутреннего рынка сводится к определению затрат потребителей на приобретение ПО. Но при этом чаще всего имеются в виду средства, потраченные только на покупку готовых продуктов, а статья “заказное ПО”, как правило, относится не к “софтверному рынку”, а к рынку ИТ-услуг, где она, в свою очередь, растворяется в отчетах аналитиков. Но ведь, если посмотреть на суть вопроса глазами заказчика, то для него это одна статья расходов — приобретение ПО, а какое оно — тиражное или заказное —для него неважно. Кроме того, некоторый (есть основания предполагать, что совсем немалый) объем заказного ПО создается в рамках внутрифирменных разработок (их аналитики вообще обходят вниманием), которые для ...
читать далее.