08.06.2010 Мнения, Идеи и практики автоматизацииЗа несколько лет практики проведения открытых семинаров у меня набралась простая, но очень показательная статистика, касающаяся CRM. Во время курса я так или иначе обязательно упоминаю данную аббревиатуру и наблюдаю за реакцией слушателей, а это, как правило, руководители среднего и высшего звена, представляющие компании разных рыночных сегментов, в которых информационные технологии не являются превалирующими. Так вот, если три с половиной года назад только трое из десяти без дополнительных разъяснений с моей стороны понимали значение упомянутого сокращения, то сейчас картина существенно изменилась: только двум-трем из аудитории требуется расшифровка, для остальных этот термин стал рабочим. Правда, пока нельзя утверждать, что это привело к массовому внедрению профессиональных CRM-систем в малом и среднем бизнесе. Представители данных сегментов до сих пор в качестве инструмента для выстраивания схемы взаимодействия с покупателями нередко используют MS Excel или систему собственной разработки с ограниченным функционалом. При этом большинство из них сознает необходимость серьезного упорядочения бизнес-процессов, связанных со взаимоотношениями с клиентами, однако до всеобщей «сиэрэмизации» еще далеко... Уж если с таким бардаком мы в прибыли... Идеология выстраивания прибыльных взаимоотношений с клиентами родилась вместе с первым предприимчивым торговцем, а вот термин CRM (Customer Relationship Management) можно считать ровесником издания, которое вы сейчас читаете ...
читать далее.